Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ
Закупка у единственного поставщика – это метод установления покупателя, позволяющий закупать продукцию у продавца, известного поставщику, без осуществления конкурентных торгов. При таком определении соглашение оформляется с конкретным юр. или физ. лицом без стандартного выбора поставщика, в соответствии со ст. 24 № 44-ФЗ. Закупка у единственного поставщика не относится к обязанностям доверителя, кроме случаев неосуществившихся конкурентных процессов.
По правилам открытой и объективной конкуренции в 2021 году законодатель не заставляет покупателя осуществлять закупку. К преимуществам мероприятия относится то, что гос. заказчик сам выбирает поставщика, который будет выполнять соглашение. Доверитель может сам направить предложение подписать договор выбранному исполнителю. Также подрядчик сам может направить предложение с условиями заказчику, который соглашается на подписание документа на предложенных условиях (44-ФЗ).
Содержание
- Случаи проведения закупки у единственного поставщика
- Преимущества и недостатки госзакупки у единственного поставщика
- Осуществление закупки у единственного поставщика, ст. 93 ФЗ
- Алгоритм проведения закупки у единственного поставщика
- Документация о проведении закупки у единственного поставщика
- Согласование процедуры закупки
Случаи проведения закупки у единственного поставщика
Зачастую договора подписываются с подрядчиками, успешно зарекомендовавшими себя в ходе предыдущих соглашений. Такая форма снижает вероятность затягивания электронного процесса госзакупки и технических сбоев при подписании документа.
Согласно 44-ФЗ, к осуществлению процедуры госзакупки у единственного поставщика покупатель зачастую прибегает в случаях определения и проведения тендера, стоимостью не выше 100 тыс. рублей или требуется ускоренное заключение соглашения, а проведение конкурентных тендеров или запросов электронных котировок невозможно из-за короткого отрезка времени или превышения объема. С подробной регламентацией случаев осуществления закупки у единственного поставщика можно ознакомиться в ч. 1 ст. 93 ФЗ.
Частые случаи, когда доверитель может делать малые закупки у единственного поставщика в 2021 году:
- единственным исполнителем является компания с естественной монополией (Федеральный закон № 147-ФЗ);
- извещение подписывается на сумму до 100 тыс. рублей;
- проводится открытая, повторная, двухэтапная или электронная форма аукциона или запрос котировок (ч. 1 статья 93);
- осуществление малой закупки товаров требуется для культурной сферы;
- поставка медицинских препаратов для экстренной мед. помощи после катастроф;
- заключение гос. контрактов для обеспечения услуг ЖКХ хоз. объектов (поставка тепло-, газо-, электро- и водоснабжения), а также для подключения инженерным и тех. сетям.
Преимущества и недостатки госзакупки у единственного поставщика
Согласно ст. 93 ФЗ, проведение закупочного процесса в 2021 году, имеет свои преимущества закупки у единственного поставщика:
- минимум риска нарушения сделки из-за тех. сбоев;
- возможность заключения договора с заказчиком, с которым подрядчик уже имел дело;
- возможность экономии финансов в госзакупке;
- по сравнению с конкурентными сделками простота и сокращенные сроки осуществления закупки у единственного поставщика.
Недостатки процедуры закупки у единственного поставщика:
- Покупатель может провести неконкурентную сделку и договориться с подрядчиком, минуя закон. Контролирующие органы ФАС внимательно следят за закупками услуг у единственного поставщика, так как они тесно связаны с возможностями нецелевой растраты бюджетных средств. Доверитель должен в случае правонарушений осознавать свою ответственность.
- Невозможность снижения стоимости соглашения или добиться лучших условий его выполнения, как в электронных торгах, так как в такой закупке снижена или отсутствует конкуренция.
- Увеличенный объем документации, приходится подписывать много договоров, так как одна большая закупка у единственного поставщика может разделиться на несколько маленьких, чтобы вписаться в финансовый лимит. Это также увеличивает количество данных, вводимых в ЕИС.
Поэтому, принимая решение о том, стоит ли подписывать контракт закупки у единственного поставщика в 2021 году, необходимо взвесить преимущества и минусы закупочного акта.
Осуществление закупки у единственного поставщика, ст. 93 ФЗ
Случаи, когда процедура закупки соответствует правовым нормам и является приемлемой, описаны в ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
По другим основаниям покупать товары и услуги у единственного подрядчика нельзя.
Иногда малая госзакупка у единственного поставщика осуществляется заказчиком без мероприятия, предусматривающего торги, используя положения ст. 93 ФЗ «О контрактной системе», где указаны условия и принципы, когда госзакупки могут происходить путем определения и проведения спец. торгов. Так как закон №44-ФЗ обязывает покупателя включать в график извещения о закупке, на которые выделены средства из бюджета, то малые закупки могут проводиться по ст. 93 ФЗ.
Договор с единственным исполнителем покупатель подписывает в соответствии со ст. 93 и 44-ФЗ и ограничениями, изложенными в законе. Гос. заказчик должен предоставить обоснование установленной стоимости соглашения, вне зависимости от пункта закона, по которому происходит осуществление закупки у единственного поставщика.
Алгоритм проведения закупки у единственного поставщика
Как и все конкурентоспособные процедуры, закупка у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика носит обязательный алгоритм проведения:
- Готовится приказ о малой госзакупке у единственного поставщика, а также обоснование соответствия закупки требованиям.
- Все пункты должны быть занесены в ЕИС для отчета о результатах исполнения контракта и проведенной закупки. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика должно быть размещено от 3 до 5 дней до проведения госзакупки.
- Формирование объема документов по малой закупке у единственного поставщика, который обосновывают необходимость неконкурентного акта.
- Производится расчет, определение и обоснование стоимости договора.
- Регистрация извещения в Единой информационной системе.
- Приемка результатов по договору, формирование отчета в ЕИС о проведенном процессе.
- Подписание соглашения с единственным поставщиком, согласно действующему законодательству.
- Государственный доверитель должен уведомить о заключении договора надзорные органы.
Подрядчик предоставляет документ в ФАС, который подтверждает обеспечение исполнения соглашения. Заказчик должен прописать требование об обеспечении на основании ч. 1 ст. 93.
Документация о проведении закупки у единственного поставщика
Проводя закупку товаров у единственного поставщика, покупатель должен ознакомиться с правилами оформления и размещения документации, чтобы дать возможность другим исполнителям также участвовать, предлагая форму торгов и более выгодные условия. Гос. заказчик должен предельно точно подготовить необходимую документацию, так как эти действия проверяются надзорными органами. Так как Закон №44-ФЗ обязывает доверителя формировать извещения о госзакупках у единственного поставщика из графика, то сюда включаются закупочные процессы, проводимые в соответствии со ст. 93.
К числу необходимых документов относятся:
- Основные тех. требования к объекту закупки. Проект договора и тех. задание по форме с описанием объекта закупки у единственного поставщика, особенностями, требованиями к выполнению работ, чтобы помочь потенциальному подрядчику реализовать свои обязательства.
- Требования к участнику закупки у единственного поставщика в электронной форме, потенциальному исполнителю и основным действиям к объекту. Это может быть, например, описание товара или услуги.
- Директива об осуществлении госзакупки для обоснования, чтобы внести изменения в графике закупок.
- Отчетный лист о необходимости проведения закупки у единственного поставщика, а также документ, который обосновывает нецелесообразность проведения неконкурентной сделки другими способам.
- Расчет начальной стоимости договора, а также веское обоснование установленной цены.
- Порядок заключения соглашения, оплаты, указания порядка внесения денег.
- Информация о рассмотрении вариантов по заключению договора, хотя закупка неконкурентная.
- Порядок подписания договора с исполнителем, которого выбрал покупатель.
Гос. заказчик должен предоставить обоснование закупки у единственного поставщика и стоимость контрактного документа: из каких показателей она была сформирована, начальная она или финишная. Расчет производится по основным показателям, которые имеются в обосновании НМЦК.
Подготовить документы на тендер можно на нашем сайте: https://rutend.ru/pages/tendernoe-soprovozhdenie. После заключения соглашения, доверитель должен разместить в Единой информационной системе данные, дату и информацию о единственном поставщике, который подписал документ, что считается уведомлением о заключении договора.
Согласование процедуры закупки
Закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ предусмотрены для обеспечения нужд муниципалитета, оперативных закупок у организаций, признанных монопольными объектами. Но так как при этом существует риск растраты бюджетных денег, может понадобиться предварительное согласование договора закупки у единственного поставщика ст. 93, который подлежит особой проверке надзорными органами, например, таким как Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Если действующее законодательство не нарушается покупателем, то надзорные службы не препятствуют заключению контрактов, независимо с какой целью заключается договор. Обращаться в контрольный орган для согласования закупки необходимо, если конкурентный способ закупки признан несостоявшимся (ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
Согласование соглашения требуется в случаях подписания подряда:
- Признание запроса предложений несостоявшимся, если закупочная процедура проводится, чтобы реализовать гос. потребности, возникшие из-за чрезвычайных обстоятельств.
- Если неосуществившимися признаны повторно проведенные аукционы и контракты, подписанные по итогам конкурсов.
- Несостоявшаяся госзакупка, проведенная закрытым путем.
Про такие случаи следует обязательного уведомить ФАС, а потенциальный поставщик, который является единственным исполнителем, не имеет права воздействовать на заключение договора, иначе он будет признан недобросовестным.
Закупки у единственного поставщика малого объема являются нагрузкой для бюджета, они находятся под вниманием и проверкой контрольных служб. Согласно с ч. 2 ст. 93 Федерального закона, контролирующий орган должен уведомить о заключении соглашения за 1 день с момента его подписания.
Порядок действий:
- Уполномоченный специалист надзорной службы изучает все документы, переданные от госзаказчика, чтобы установить соблюдение положений ч. 2 ст. 93 Федерального закона.
- На основании проверки готовится доклад на соответствие пунктов законодательства заключенного договора. При отсутствии нарушений доверитель может продолжать работать со своим исполнителем по соглашению. Если нарушения были выявлены, то Федеральная антимонопольная служба вправе провести внеочередную проверку с уведомлением.
- Данная проверка позволит определить дальнейшую участь заключенного соглашения, при этом ФАС имеет право инициировать судебное разбирательство и расторгнуть договор.
Покупателю и подрядчику в 2021 году следует помнить, что соглашение между ними может быть заключено с соблюдением установленных требований ограничений, во избежание признания контракта неправомерным. Исполнителям до заключения договора необходимо вникнуть в текст, обратить внимание на нюансы, внимательно проанализировать сведения. Доверитель же должен помнить об ограничениях, тщательно изучать тонкости формулировок и соблюдать все регламенты закона, а также, что он не всегда может выбрать неконкурентную сделку, несмотря на преимущества.
Читать другие статьи:
- Требования к участникам закупки
- Контрактная система закупок
- Как участвовать в тендерах
- Запрос коммерческих предложений по 44-ФЗ
- Закупки у единственного поставщика 223-ФЗ