Питание в медицинских организациях – это основа лечения
Эксперты проекта ОНФ «За честные закупки» провели совещание по вопросам решения проблем некачественного питания в медицинских организациях. Большинство выступающих согласилось, что ключевой проблемой является определение единого ответственного за систему обеспечения питанием и, как следствие, разработка и контроль общих стандартов в отрасли. В мероприятии приняли участие представители органов власти, пациентских организаций, эксперты, а также активисты Общероссийского народного фронта.
«Питание в медицинских организациях – это основа лечения. Поэтому оно должно быть сбалансированным и качественным», – подчеркнул руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Валерий Алексеев.
Председатель Общественного совета по защите прав пациентов Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, сопредседатель Всероссийского союза общественных организаций пациентов Ян Власов отметил, что существующая нормативно-правовая база не соответствует реальному положению вещей. «При рассмотрении закупок выясняется, что нормативы и количество закупаемой продукции зачастую не совпадают. Вопрос, кто все это контролирует, повисает в воздухе. Где-то ОМС, где-то Росздравнадзор, Министерство здравоохранения. А единого ответственного нет», – заявил Ян Власов.
Кроме того, по мнению эксперта, необходимо сделать систему более прозрачной, обеспечить понятными регламентами, технологией реализации и обеспечить право пациента получать достаточный объем продуктов.
Вице-президент Национальной ассоциации клинического питания Татьяна Гроздова заявила, что на данный момент отсутствует единая система формирования требований к диетическим продуктам, предназначенная при формировании заявок на закупку для лечебного и профилактического питания.
«Нет и системы автоматизированного контроля за соблюдением качества и безопасности диетических продуктов, используемых для проведения лечебного питания. А также отсутствует автоматизированная система полного предметного количественного учета за продуктами питания на уровне органов управления здравоохранением субъектов федерации», —пояснила Татьяна Гроздова.
Среди других проблем, связанных с отсутствием единой централизованной системы организации и контроля, эксперты чаще всего называли поставки некачественных продуктов. Заведующая отделением питания здорового и больного ребенка ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Министерства здравоохранения РФ Татьяна Боровик отметила, что нередко в учреждения поступает продукция низкого качества из-за того, что тендеры выигрывает фирма, предлагающая самую низкую цену.
«Когда мы получаем продукты, обязательно выборочно контролируем их качество. Все продукты имеют сертификаты качества, по документам никаких проблем. А на деле, например, пшенная крупа, которой на завтрак требуется около 30 кг, сверху чистая, а потом где-нибудь в середине или внизу попадаются неочищенные зерна и шелуха. Прекрасная творожная запеканка готовилась на пищеблоке, поменяли поставщика, стали поставлять жидкий творог – и не сделаешь уже нормального блюда, получается творожная масса. Родители пациентов и сами дети сразу видят внешние изменения и чувствуют разницу качества блюд, приготовленных из таких продуктов», – рассказала Татьяна Боровик.
Эксперты обеспокоены количеством фальсификата продуктов питания, которые попадают в социальную сферу. Представитель министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области Юрий Зубарев подчеркнул, что такое явление прежде всего связано с несовершенством законодательства.
«Мы бы хотели, чтобы в федеральном законодательстве было установлено, что победитель аукционов и конкурсов с ограниченным участием при исполнении контракта по организации питания в бюджетных учреждениях не имеет права заключать договор субподряда, а обязательно самостоятельно осуществляет контракт. Кроме того, по нашему мнению, необходимо внести изменения в технические задания для организации питания в части проведения производственного контроля за качеством закупаемой продукции. А также рассмотреть вопрос организации оптово-закупочных баз для поставок продукции в бюджетные организации», – полагает Юрий Зубарев.
По мнению эксперта, поставщиков продукции необходимо отбирать на конкурсной основе с учетом мониторинга добросовестности производителей и качества выработанной ими продукции.
Несмотря на то, что действующим законодательством предусмотрена организация контроля качества услуг, в том числе и входной контроль за поступающим сырьем, система нуждается в доработке. Заместитель начальника отдела организации санитарного надзора по гигиене детей и подростков управления санитарного надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Галина Яновская отметила, что необходимо изменить кратность проведения проверок по вопросам организации питания. «Также хотелось бы предусмотреть возможность проведения внеплановой проверки оператора питания и поставщиков продуктов питания, выбранных по результатам конкурсных процедур», – заявила Яновская.
«По итогам совещания мы доработаем инициативы по организации контроля качества и предложения по совершенствованию системы закупок питания в медицинских организациях для рассмотрения в рабочей группе по проблемам закупок питания в Госдуме, созданной по инициативе ОНФ», – резюмировал руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Валерий Алексеев.