ОНФ в 2020 году составит карту "убитых" дорог, ведущих к фельдшерским пунктам
Члены межрегионального общественного движения "Убитые дороги" совместно с активистами Общероссийского народного фронта (ОНФ) в 2020 году намерены провести первый масштабный рейд по сельским дорогам страны, чтобы оценить состояние трасс между всеми фельдшерско-акушерскими пунктами (ФАП) и отдаленными селами. По итогам будет составлена карта, сообщил в пятницу ТАСС главный инженер дорожной инспекции ОНФ Николай Мельков, один из основателей движения "Убитые дороги", зародившегося в Пскове.
По его словам, эта работа будет проведена в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные автодороги", а сам рейд организуют члены Общероссийского народного фронта в рамках проекта "Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог".
"В этом году займемся оценкой доступности ФАП. Пилотным регионом станет Псковская область, где эта тема тоже острая. Протяженность региональных дорог здесь составляет более 8 тыс. км, при этом лишь 32% из них - в нормативном состоянии. Общественники из ОНФ оценят качество дорог между ФАП и деревнями, а также между фельдшерскими пунктами и медцентрами более высокого уровня. Это будет сделано по всей России, затем систематизируем информацию, полученную карту представим федеральным властям, в том числе в Министерство транспорта РФ", - сказал собеседник.
Мельков отметил, что тема о доступности медуслуг крайне актуальна для жителей страны, проживающих на селе: в последние годы активисты получают множество жалоб на состояние региональных трасс, расположенных между поселками и ФАП. До некоторых фельдшерских пунктов жителям приходиться добраться в течение часа по дорогам, больше напоминающим "стиральную доску". Он добавил, что в Псковской области "первые точечные рейды" были проведены в 2013 году. Активисты возобновили эту работу в конце 2019 года, посетив с инспекцией территории в двух муниципалитетах.
"Мы проверили несколько ФАП, оценили, как до них можно доехать из соседних деревень. Взяли для начала два района - Красногородский и Гдовский район, так как там строятся новые ФАП, и уже поступили жалобы, что добираться до них населению неудобно. Взяли в районе самые отдаленные населенные пункты, изучали логистику и состояние дорог. В ряде случаев трястись по дороге приходилось полчаса к пункту, где сидит только фельдшер. А дальше, если у пациента что-то сложное, нужно еще ехать в учреждение более высокого уровня", - рассказал Мельков.
Он отметил, что в ходе рейдов общественники будут изучать не только качество дорожного полотна, но и оценивать время в пути, которое придется затрачивать жителям сел и деревень, чтобы добраться до ФАП. "Эффект от этой работы в том, чтобы предоставить властям максимально правдивую информацию. Ведь, судя по нашим дорожным экспедициям, мы получали официальную информацию о том, что сделано в регионах в дорожной сфере, однако на практике во многих случаях это не подтверждалось в ходе рейдов. То есть благодаря нашей работе правительство страны и президент получат объективную информацию о состоянии дорог между ФАП и селами, что позволит способствовать скорейшему их приведению в порядок", - пояснил главный инженер дорожной инспекции ОНФ.
Кроме нового проекта по оценке транспортной доступности ФАП, общественники из российского движения "Убитые дороги" намерены усилить контроль за работой подрядчиков, которые восстанавливают магистрали на средства нацпроекта. Наибольшее внимание планируют уделить Псковской области, так как на этой территории зародилось само движение, и там проживают наибольшее число активистов. Общественники разработали специальную базу данных, куда заносят информацию по всем дорожным объектам.
"Мы разработали свою систему, создав огромную базу данных. В ней можно отследить стоимость проектов и работ, кто из подрядчиков какие объекты делал, кто участвовал в конкурсах. Также здесь данные о длине и площади ремонтируемых участков, стоимости ремонта одного квадратного метра. Все данные заносим с номерками госзакупок, и также добавляем снижение цены контракта по отношению к начальной стоимости. Все данные собираем и по ремонту улиц, и дворов, и региональных участков", - рассказал собеседник агентства, пояснив, что такая работа позволяет "повысить прозрачность дорожных ремонтов".
В 2019 году общественники начали проводить рейды по дорогам Псковской области, которые приводились в порядок в рамках нацпроекта. Они выезжали во все муниципалитеты региона и контролировали подрядчиков. По итогам нашли множество недочетов.
"Были замечания по технологии производства, в основном дорожники не проливали покрытие битумом. Иногда не асфальтируют съезды с ремонтируемых дорог. Также в законе прописано, что нужно создавать доступную среду для всех категорий граждан, не только для инвалидов, но и для пожилых людей, женщин с колясками, детей. Таких людей у нас 80%. Но при ремонтах все бордюры на многих улицах сделаны совершенно неправильно и не соответствуют нормативам. Некоторые подрядчики сопротивляются, некоторые не понимают, как это делать", - отметил главный инженер дорожной инспекции ОНФ.
По словам Мелькова, несмотря на недочеты и замечания, в Пскове стало больше отремонтированных дорог и сократилось количество жалоб со стороны жителей. По его оценке, за 2019 год число жалоб населения на разбитые проезжие части уменьшилось на 20%. На данный момент в областном центре зафиксировано лишь около 300 активных обращений граждан.
"За год по Пскову число обращений, жалоб на состояние дорог и на обеспечение их безопасности сократилось на 20%. Раньше нам в ОНФ жаловались на целые улицы, в том числе на центральные. Сейчас переходят в основном жалобы на дворы, на более мелкие, периферийные улицы. Это объясняется тем, что за последний год нацпроект сильно улучшил ситуацию. Сокращение жалоб произошло за счет нацпроекта, так как средства были выделены довольно большие", - отметил он.
При этом, по словам собеседника, новое асфальтовое покрытие привело к тому, что такие участки дорог резко перестали быть безопасными: водители часто превышают скорость, а существующие меры по ее ограничению - неэффективны.
"До ремонтов люди ездят медленно, а после ремонта нужно обеспечить безопасность на дорогах, пока в Пскове ее нет. Мы видим, что в местах, где стоят камеры фотовидеофиксации, снижается скорость и аварийность, но это только непосредственно перед камерами. По факту они не снижают безопасность. Правильно создать среду так, чтобы водители не могли нарушать. Например, в Пскове много длинных улиц, а они должны менять свои направления, чтобы водители не могли быстро разгоняться. В целом в Пскове мы видим прямые улицы: нет успокоительного движения, кроме лежачих полицейских, которые не показывают эффективности", - пояснил эксперт.