Кот региона: каким видят будущее нацпроектов руководители рабочих групп Госсовета
Власти РФ заканчивают корректировку национальных проектов: согласно поручению президента РФ Владимира Путина обновленные паспорта 12 проектов, а также Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) должны быть готовы до конца октября, параллельно должен быть запущен и новый, туристический нацпроект. Июльским указом президента все они продлеваются до 2030 года. Несмотря на это, цели остаются неизменными и отодвигать их исполнение нельзя, сказал 28 сентября глава государства на расширенном заседании президиума Госсовета, посвященном нацпроектам. Потому что, по словам Путина, "потом суп с котом". Высказаться на заседании было предложено главам субъектов, которые выступают руководителями тематических рабочих групп. "Принимать стратегические решения без опоры на мнение регионов, без глубокого понимания их специфики, без обратной реакции невозможно", — подчеркнул президент.Какие изменения в части нацпроектов предложили главы субъектов РФ и от чего, по мнению экспертов, предостерегал Путин, разбирались корреспонденты портала "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является ТАСС.
Экономика и кот
В приоритете у властей, несмотря на пандемию и продление документов, остается исполнение национальных целей, сообщил Путин на заседании, а именно сбережение здоровья и благополучия людей, создание комфортной и безопасной среды для жизни, укрепление экономики и открытие новых возможностей для самореализации граждан, а также широкое повсеместное внедрение цифровых технологий. "При этом сразу хочу подчеркнуть: не следует откладывать решение сложных, системных проблемных вопросов на потом: сейчас что-то такое попроще сделаем, а потом... Чтобы не было так, как в народе говорят: "Потом суп с котом". Чтобы работа шла. Повторяю еще раз: не откладывать на потом то, что должны сделать сегодня. И нельзя уводить эти задачи за границу 2024 года", — настаивал президент. И предложил послушать руководителей рабочих групп.При Государственном совете существует 16 рабочих групп по различным направлениям развития — от экономики и госуправления до социальной сферы. По мнению мэра Москвы и руководителя направления "Государственное и муниципальное управление" Сергея Собянина, миссия его и его коллег не в критике принятых решений, а в участии в разработке проектов. Каждый регион, полагает Собянин, должен четко знать, за какие показатели он отвечает и какие цели перед ним поставлены.
А чтобы цели были подъемными, он предложил "точкой отсчета показателей" сделать кризисный из-за пандемии 2020 год. Правда, фактическая реализация нацпроектов началась в 2019 году и до сих пор точкой отсчета был 2018 год, когда утвердили паспорта нацпроектов.
Другая просьба мэра касалась сохранения антикризисных мер налоговой поддержки, запущенных для бизнеса в нынешнем году. "Должен сказать, что те решения, которые мы приняли как временные на 2020 год в области финансов, Бюджетного кодекса, Налогового кодекса, на наш взгляд, необходимо продлить как минимум еще на год — на 2021 год. Проекты таких законов вместе с правительством выработаны, их необходимо вносить в Думу и принимать. То же самое касается и улучшения работы над государственным заказом, 44-го Федерального закона, такие проекты также подготовлены", — попросил Собянин. Все меры поддержки экономики на фоне пандемии закреплены в национальном плане восстановления экономики — его реализация, говорил летом премьер-министр Михаил Мишустин, обойдется в 5 трлн рублей в 2020–2021 годах.
О финансовых послаблениях просил президента и губернатор Челябинской области, руководитель рабочей группы "Экономика и финансы" Алексей Текслер. Глава региона предложил продлить на следующий год снятие ограничений на привлечение регионами дополнительных кредитов для покрытия дефицита, сформировавшегося из-за пандемии, увеличить срок возврата по бюджетным кредитам и не применять к регионам в 2020–2021 годах ответственность за превышение установленных целевых показателей по задолженности, рассказали ТАСС в пресс-службе губернатора. Текслер также попросил главу государства сохранить для регионов объем дотаций и предусмотреть в дальнейшем дополнительные средства по аналогии с прямой финансовой поддержкой этого года в объеме 300 млрд рублей.
Кроме того, Текслер предложил разрешить направлять средства, предназначенные для погашения федеральных бюджетных кредитов, на реализацию национальных проектов. "Предложения Алексея Текслера были поддержаны президентом и членами Госсовета", — сообщили в пресс-службе.
Учиться бережливости смолоду
В числе предложений Текслера были и корректировки проектов "Международная кооперация и экспорт" и "Производительность труда и поддержка занятости".Как ранее писал портал, экспортный нацпроект может лишиться двух федеральных проектов — по экспорту услуг и устранению логистических барьеров, сохранив внутри себя только три направления развития. А согласно пояснительной записке к бюджету на будущую трехлетку, финансирование проекта может быть сокращено в 2021–2023 годах на 24,3, 11,8 и 14,7% соответственно по сравнению с заложенными в первоначальной версии паспорта параметрами. Текслер же на совещании предложил в рамках нацпроекта создать институт "добросовестного экспортера" для дополнительных преференций продавцам.
Что касается нацпроекта по производительности труда (его также, согласно проекту бюджета, ждет сокращение финансирования), губернатор предложил дополнить его мероприятиями по созданию корпоративных центров компетенций в сфере производительности труда в оборонно-промышленном комплексе на базе крупнейших госкорпораций, таких как Росатом, Ростех, РЖД и Роскосмос.
"Сегодня формально предприятия ОПК могут участвовать в нацпроекте, но действующий на многих из них режим секретности не позволяет реально работать на них гражданским экспертам и консультантам. Поэтому при каждой госкорпорации нужно создать свои центры компетенций с аттестованными специалистами", — приводит слова Алексея Текслера пресс-служба губернатора.
В Федеральном центре компетенций (ФЦК, оператор нацпроекта по производительности труда) порталу рассказали, что со специалистами центра сегодня работает 46 предприятий оборонно-промышленного комплекса."Инструменты бережливого производства, применяемые экспертами ФЦК, одинаково эффективны на предприятиях самых разных отраслей, будь то сельское хозяйство или оборонно-промышленный комплекс. Мы помогаем выявить потери в процессах и устраняем их. За счет этого участники нацпроекта в более короткие сроки начинают производить больше продукции с теми же людьми и на том же оборудовании. Наша работа на предприятиях ОПК в том числе способствует и решению такой важной задачи, как увеличение доли выпуска гражданской продукции", — пояснил генеральный директор центра Николай Соломон.
Среди предприятий ОПК — участников нацпроекта, в частности, Сарапульский электрогенераторный завод (входит в число крупных градообразующих предприятий Удмуртии), научно-производственное объединение "Завод "Волна" из Санкт-Петербурга (один из лидеров в области производства средств и комплексов радиосвязи и радиоэлектронной борьбы), судостроительный завод "Залив" в Крыму и предприятие "Старт" имени А.И. Яскина в Свердловской области (производитель пусковых установок, катапультных устройств и транспортно-заряжающих машин).
В числе других предложений губернатора Челябинской области — включить дисциплину "бережливое производство" в программы выпускных курсов вузов и СПО, а также обеспечить прохождение студентами практики на предприятиях — участниках нацпроекта. С похожим предложением, как ранее писал портал "Будущее России. Национальные проекты", выступали в ОНФ в сентябре прошлого года. Там предлагали сделать в вузах и колледжах курс по операционной эффективности.
Как пояснил порталу один из авторов этой идеи, руководитель проекта "Профстажировки 2.0", директор Координационного центра ОНФ по восстановлению экономики Илья Семин, Челябинская область готова стать одним из пилотных регионов, где такая программа будет внедряться в образовательных учреждениях. По словам Семина, структура самого курса пока разрабатывается рабочей группой, созданной ОНФ совместно с Минэкономразвития. "Мы сейчас определяемся с пилотными регионами и уже в 2020 году хотим это внедрить", — сказал он.
Пока включить такой курс планируется в программы подготовки специалистов инженерно-технических и социальных профилей. Хотя, по мнению Семина, обладать навыками бережливого производства необходимо каждому, кто намерен занимать какие-либо руководящие должности. "Речь идет о выпускниках, которые в будущем планируют стать управленцами. Философию бережливого производства надо внедрять всем студентам, будь то будущий главный инженер, или директор школы, или заведующий поликлиники", — уверен он.
Как отметил Семин, Минобрнауки и Минпросвещения, в чьем ведении находятся вузы и колледжи, концептуально внедрение подобных программ поддерживают.
Оказаться наверху
Губернатор Новгородской области и руководитель рабочей группы Госсовета по направлению "Социальная политика" Андрей Никитин, в свою очередь, рассказал ТАСС, что выступал с докладом и предложениями к президенту по мерам поддержки семей с детьми. О каких именно предложениях шла речь, в аппарате Никитина не уточнили.Новгородская область заняла 14-е место в рейтинге регионов по развитию системы среднего профессионального образования, напомнил Никитин, в техникумах и колледжах региона за последний год появилось 29 новых профессий и специальностей. В национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ Новгородская область заняла 11-е место. "Наша задача — до 2030 года оказаться в верхней половине регионов по динамике развития по всем основным параметрам нацпроектов. Такую цель мы ставим, несмотря на то что существует много проблем, накопившихся еще с советских времен, которые нам нужно будет преодолевать ускоренными темпами. От федерального центра мы ждем продолжения плодотворной совместной работы, учета региональных особенностей. Сейчас такая работа выстроена со всеми федеральными министерствами", — рассказал Никитин.
Быстрая дорога к морю
На совещании президент вернулся к вопросу транспортной доступности отечественных курортов для россиян: "Наши традиционные направления — Черноморское побережье Крыма и Краснодарского края — вновь приняли миллионы туристов".
На практике, отметил Путин, доехать до южных курортов на поезде или автомобиле даже из Москвы занимает сутки и более. "Что уже говорить о тех наших людях, которым приходится ехать с севера страны или с Урала — там гораздо больше времени требуется! Или доехать от Керченского пролива до Сочи по серпантину — попробуй с детьми там прокатись на машине", — продолжал президент. "Нужно сделать все, чтобы автомобильное и железнодорожное сообщение для пассажиров, туристов на южном направлении стало удобнее и быстрее. Я уже говорил об этом, говорил уже не один раз", — подчеркнул Путин и поручил правительству проработать вопрос реконструкции автомобильных трасс и железных дорог, которые ведут к Черноморскому побережью России. Соответственно, это потребует корректировки и планов дорожного строительства, и развития транспортной инфраструктуры.
О каких практических шагах может идти речь, недавно уже говорилось. Сам Владимир Путин ровно месяц назад проехал за рулем автомобиля Aurus в другую сторону от Керченского пролива, открывая крымскую трассу "Таврида". Там он рассказал, что в южных регионах справа от пролива планируется в ближайшие годы построить порядка 260 км новых автодорог. Министр транспорта Евгений Дитрих, сопровождавший Путина в поездке, тогда уточнил, что на эти цели запланировано выделить 132 млрд рублей. Но министр также рассказал, что готовится предложение включить в КПМИ новый федеральный проект "Южный кластер", в который вошли бы перенос железной дороги от Черноморского побережья Краснодарского края и строительство дублера автотрассы Джубга — Сочи, пока не имеющие финансирования. Как отметил тогда президент, эти шаги позволили бы освободить территории побережья для туристического развития.
Глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев подтвердил в разговоре с журналистами существование транспортных проблем в регионе. "На Кубань ежегодно приезжают миллионы туристов на своих машинах, что увеличивает трафик. А в период пандемии, когда стал активно развиваться именно внутренний туризм, нагрузка на дорожную инфраструктуру возросла в разы. Поэтому вопрос пропускной способности трасс к побережью обострился", — сказал Кондратьев. Несмотря на то что в регионе идет активная стройка — только за последние пять лет объем краевого дорожного фонда удалось увеличить более чем в два раза, — провести реконструкцию железных дорог и ведущих автомагистралей без поддержки центра будет тяжело, отметил он.
Крупные инфраструктурные проекты заложены в паспорте нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", а также в КПМИ. "В настоящее время Минтрансом ведется работа по актуализации и формированию паспортов, параметров и показателей нацпроектов с учетом их пролонгации до 2030 года. Предложения министерства о новой структуре нацпроектов обсуждались на площадке правительства РФ и в целом были поддержаны. Все ключевые мероприятия национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" до 2024 года сохранены", — сказали порталу в пресс-службе Минтранса.
Экспертное заключение
Эксперты солидарны с президентом во мнении, что недопустимо в итоге реформы нацпроектов банально перенести существующие финальные цели с 2024 на 2030 год.
"Продление сроков планирования до 2030 года ни в коем случае не должно давать возможности растягивать уже существующие KPI", — прокомментировал порталу поправки в национальный проект "Цифровая экономика" генеральный директор АНО "Цифровые платформы" Арсений Щельцин.
Первостепенно существовала задача сформировать более долгосрочные цели, чем на горизонт пяти-шести лет, отметил он. "Однако это точно вызвало интерес, как раз растянуть существующие KPI, показать, что в качественном виде их не получится выполнить к 2024 году из-за внешних факторов. На мой взгляд, нужно больше уделять внимание детализации этих KPI. Нужно совместно с общественными организациями формировать правило подсчета и запускать четкий и объективный мониторинг этих ключевых показателей. Таким образом, мы в каждый момент времени будем понимать, верным путем идем или нет", — сказал он.
"Я считаю неверным объяснять продление нацпроектов тем, что мы просто не оценили то время, которое необходимо на реализацию заявленных целей. Продление нацпроектов до 2030 года указывает в первую очередь на важность этих выбранных траекторий для развития России. Пандемия, конечно, внесла свои коррективы, пришлось принимать нестандартные решения, чтобы выполнить намеченный план. Но сейчас возникает соблазн списать все проколы на пандемию и упростить себе жизнь. Мне кажется, именно от этого нас предостерегает президент. Это было бы стратегической ошибкой", — отметила заведующая лабораторией постгеномных исследований и руководитель ЦКП "Геном" Института молекулярной биологии имени В.А. Энгельгардта РАН Анна Кудрявцева.
В 2024 - 2030 годах перед научным сообществом встанут новые задачи, и корректировка национальных проектов, в том числе нацпроекта "Наука", будет нужна. "Не стоит бояться таких изменений — это, наоборот, инструмент ответа на новые вызовы. Но я считаю крайне важным максимально ответственно относиться к выполнению задач, запланированных на краткосрочную перспективу. Это залог устойчивого развития страны", —заключила Кудрявцева.