Государство поделится деньгами с НКО
Минюст открыл некоммерческим организациям дорогу к бюджетным деньгам. Теперь НКО смогут претендовать на 10% средств социальных программ. Какие бюрократические «рифы» предстоит обойти и как это сделать обсуждали представители Минюста, НКО и московского отделения ОНФ.
Почему одни услуги полезные, а другие вредные?
Для того чтобы на равных с бюджетными и коммерческими структурами претендовать на госзаказ, НКО должны получить статус «исполнителей общественно полезных услуг» и войти в специальный реестр.
«Почему одни услуги полезные, а другие что, вредные?» — с такой реплики начала свое выступление Анна Котова, заместитель департамента по делам НКО Минюста. Именно она разрабатывала правила, по которым одни НКО войдут в реестр, а вторые окажутся недостойными этой чести. Перечень из 20 услуг – это только начало. Он будет расширяться.
Смертный приговор?
Главным критерием станет качество оказываемых услуг. Однако как Минюст может оценить качество медицинских или образовательных услуг? Никак. В чем Котова честно и призналась. Поэтому включение в реестр разделят на две части. Профильное ведомство, например, Минздрав станет определять, качественно ли НКО предоставляет услуги.
«Для работы с пьющей семьей Минздрав выделяет 12 человек. У нас в центре три человека выводят семьи из этого состояния. Если они нам дадут разрешение, подпишут себе смертный приговор», — уверен представитель Таганского детского фонда Сергей Борзов.
Качество некоторых услуг должны удостоверить сразу несколько ведомств, например, Минтруд Минздрав, Минкульт, Минобрнауки.
Минюст уменьшит «степень подлости»
«Ведомства разные. Какие-то либерально, кто-то формально проверяет, кто-то потребует все мыслимые бумаги. Как регулировать? Или каждый орган будет решать в зависимости от степени подлости?» — задал очевидный вопрос Павел Кантор, директор «Центра лечебной педагогики».
«Коррупция здесь исключена», — уверила Котова. Форму заявки и перечня документов специально для этого и не вводили. Заявка подается в свободной форме и должна походить на резюме. А уже само ведомство запрашивает необходимые справки и не вправе ничего требовать от НКО. Отказать могут, если есть налоговые задолженности, но сама НКО накануне подачи заявки может ее погасить. Кроме того, не нужно обращаться во все министерства сразу. Достаточно подать заявку в одну.
Добровольцы по договору
Не менее важный вопрос – кадры НКО. Они должны обладать определенной квалификацией. Как быть, если большинство сотрудников – добровольцы? В этом случае необходимо заключить договоры. Волонтеры по-прежнему не будут получать зарплату как штатные единицы, но уже станут «как бы» сотрудниками, например, по гражданско-правовому договору.
Пока не в реестре
Многие НКО, например, поисково-спасательные отряды, под перечень услуг не подпадают, а значит, в реестр не войдут. Впрочем, по мнению Минюста, это не скажется на возможности получения грантов. А чтобы войти в реестр, таким НКО необходимо инициировать процесс включения своих услуг в перечень.
Еще один важный аспект – в реестр включают на два года. Почему на два? Если за это время качество услуг не ухудшится, на следующий же день достаточно написать заявление и снова быть принятым в реестр уже в упрощенном порядке.
Конструкция на бумаге выглядит идеально, но что покажет практика, не знает никто. Евгения Осипова, руководитель московского регионального отделения ОНФ, пообещала следить за всеми случаями сбоя в новой системе. Материалы мониторинга по случаям отказа включения в реестр ОНФ передаст в Минюст. Котова пообещала, что законодательство в случае его двоякого толкования в пользу чиновников будет сразу же исправлено.
Источник: https://forum-goszakaz.ru/pressroom/news/государство-поделится-деньгами-с-нко.html