ГлавнаяНовостиЭксперты ОНФ подготовят антирейтинги заказчиков, нарушающих запрет на госзакупки иностранного ПО
Эксперты ОНФ подготовят антирейтинги заказчиков, нарушающих запрет на госзакупки иностранного ПО
Государственные заказчики не учитывают существующий реестр отечественного программного обеспечения (ПО) и не торопятся обосновывать выбор иностранных программ. Таковы результаты первичного мониторинга нарушений правил госзакупок программного обеспечения, который Центр мониторинга НТР проводит совместно с отраслевыми экспертами в целях ликвидации зависимости от зарубежных информационных технологий.
С 1 января 2016 г. вступили в силу нормативные документы, стимулирующие импортозамещение информационных технологий. Центр ОНФ по мониторингу технологической модернизации в партнерстве с Ассоциацией разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт» осуществляет мониторинг исполнения нового закона, призванного создать равные условия для всех участников рынка при осуществлении государственных закупок программного обеспечения.
В Центре мониторинга НТР напомнили, что постановлением правительства России № 1236 установлен запрет на госзакупки иностранного программного обеспечения за исключением случаев, когда в специализированном реестре нет российских продуктов, удовлетворяющих функциональным и техническим требованиям заказчиков. При закупке зарубежного софта заказчик обязан опубликовать в составе тендерной документации обоснование такого выбора.
В соответствии с федеральным законодательством Минкомсвязи России ведет единый реестр российского программного обеспечения.
«На 20 апреля реестр содержит сведения о 500 продуктах. При этом наибольшее количество записей с начала года было добавлено весной. Еще более полутысячи заявок на включение в реестр сейчас находятся на рассмотрении экспертного совета. Как член экспертного совета Минкомсвязи по российскому программному обеспечению могу сказать, что мы делаем все от нас зависящее, чтобы российские продукты как можно скорее проходили процедуру рассмотрения. По мере работы возникают вопросы, напрашиваются уточнения в процедуру рассмотрения заявлений. Надеюсь, все они будут решены и наполнение реестра станет еще более интенсивным», - отметила исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Евгения Василенко.
«Хотя новые правила только вступили в силу, а начало года традиционно является менее активным в части закупок программного обеспечения, эксперты отрасли уже обращают внимание на ряд нарушений со стороны заказчиков», - заявила руководитель Центра мониторинга НТР Анна Заборенко.
Среди наиболее распространенных эксперты выделяют отсутствие в тендерной документации необходимого обоснования выбора иностранного ПО. В качестве характерного примера приводится закупка Департамента информационных технологий Москвы лицензий на систему управления базами данных Oracle. Состоялся тендер на сумму 310 млн руб., из них порядка 246 млн руб. - на покупку лицензий Oracle, а еще порядка 63 млн руб. - на годовую техподдержку. На момент публикации тендера, который был объявлен 8 февраля, обоснования такого безапелляционного выбора иностранного ПО не было размещено на сайте госзакупок. Оно появилось только после запроса соответствующих разъяснений.
Отсутствие возможности закупки российского продукта в департаменте обосновали требованием совместимости с уже используемым программным обеспечением Oracle и информационной системой «Единое парковочное пространство города Москвы». При этом в АРПП «Отечественный софт» подчеркивают, что на момент публикации тендера в реестре отечественного ПО в классе системы управления базами данных уже были зарегистрированы российские продукты.
Другое распространенное нарушение правил закупок - в обосновании выбора иностранного ПО указывается отсутствие сведений о российских программных продуктах в реестре, несмотря на то, что на момент объявления тендера в реестре такие сведения имелись. Например, в данный момент на сайте госзакупок опубликован тендер на общую сумму более 730 млн руб. на закупку лицензий на программное обеспечение, в том числе более 220 млн руб. - на закупку лицензий на операционную систему и офисного пакета. Заказчиком выступает ФГБУ «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие».
Данный тендер был опубликован 5 апреля. В АРПП «Отечественный софт» отмечают, что на этот момент в реестре российского ПО уже были зарегистрированы 5 продуктов в классе операционные системы и 42 продукта в классе офисные приложения. Несмотря на это в обосновании выбора иностранного ПО, заказчик указал именно отсутствие в реестре программных продуктов, относящихся к требуемым классам. При этом это обоснование подписано 11 апреля, то есть на 6 дней позже объявления тендера. Позже заказчик признал существование российских аналогов, и в тендерной документации появились новые обоснования выбора иностранного ПО. Теперь невозможность закупки отечественного программного обеспечения обосновывается требованием обеспечить обработку запросов системы ГАС «Правосудие» к интерфейсу программы Microsoft Office, запущенной на операционной системе Microsoft Windows.
В Центре мониторинга НТР заявили, что, помимо откровенных нарушений действующих правил, в ходе мониторинга удалось выявить схемы, которые могут быть использованы как способы обхода постановления. Среди подобных эксперты выделили указание в обосновании выбора иностранного ПО требований, по которым заведомо не проходят российские продукты, неверное определение классов программного обеспечения и некорректное указание характеристик российских продуктов.
В марте широкое освещение в прессе получил скандал, связанный с подготовкой американской IT-корпорацией Oracle справок с анализом недостатков российских систем управления базами данных. Такие письма были разосланы среди российских клиентов компании и, по мнению отраслевых экспертов, представляют собой подсказку, как обосновать необходимость закупки программного обеспечения Oracle. Существуют опасения, что с усилением законодательных ограничений зарубежные вендоры усилят распространение писем такого рода.
«На текущий момент экспертиза и контроль обоснованности требований заказчика, предъявляемых к закупаемому программному обеспечению, не осуществляется. Это дает возможность устанавливать требования, под которые подходят только конкретные иностранные продукты. Такими лазейками в законодательстве пользуются зарубежные компании, которые тайно распространяют соответствующие «шпаргалки» среди «двоечников» госзаказа. Мы продолжим внимательно изучать ход исполнения закона, направленного на поддержку отечественных производителей. При этом, безусловно, мы исходим из задач развития конкуренции на российском рынке и качества предлагаемых продуктов», - подчеркнула Анна Заборенко. По итогам мониторинга, эксперты подготовят антирейтинги нарушителей правил, а наиболее грубые случаи будут переданы в прокуратуру.
С 1 января 2016 г. вступили в силу нормативные документы, стимулирующие импортозамещение информационных технологий. Центр ОНФ по мониторингу технологической модернизации в партнерстве с Ассоциацией разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт» осуществляет мониторинг исполнения нового закона, призванного создать равные условия для всех участников рынка при осуществлении государственных закупок программного обеспечения.
В Центре мониторинга НТР напомнили, что постановлением правительства России № 1236 установлен запрет на госзакупки иностранного программного обеспечения за исключением случаев, когда в специализированном реестре нет российских продуктов, удовлетворяющих функциональным и техническим требованиям заказчиков. При закупке зарубежного софта заказчик обязан опубликовать в составе тендерной документации обоснование такого выбора.
В соответствии с федеральным законодательством Минкомсвязи России ведет единый реестр российского программного обеспечения.
«На 20 апреля реестр содержит сведения о 500 продуктах. При этом наибольшее количество записей с начала года было добавлено весной. Еще более полутысячи заявок на включение в реестр сейчас находятся на рассмотрении экспертного совета. Как член экспертного совета Минкомсвязи по российскому программному обеспечению могу сказать, что мы делаем все от нас зависящее, чтобы российские продукты как можно скорее проходили процедуру рассмотрения. По мере работы возникают вопросы, напрашиваются уточнения в процедуру рассмотрения заявлений. Надеюсь, все они будут решены и наполнение реестра станет еще более интенсивным», - отметила исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Евгения Василенко.
«Хотя новые правила только вступили в силу, а начало года традиционно является менее активным в части закупок программного обеспечения, эксперты отрасли уже обращают внимание на ряд нарушений со стороны заказчиков», - заявила руководитель Центра мониторинга НТР Анна Заборенко.
Среди наиболее распространенных эксперты выделяют отсутствие в тендерной документации необходимого обоснования выбора иностранного ПО. В качестве характерного примера приводится закупка Департамента информационных технологий Москвы лицензий на систему управления базами данных Oracle. Состоялся тендер на сумму 310 млн руб., из них порядка 246 млн руб. - на покупку лицензий Oracle, а еще порядка 63 млн руб. - на годовую техподдержку. На момент публикации тендера, который был объявлен 8 февраля, обоснования такого безапелляционного выбора иностранного ПО не было размещено на сайте госзакупок. Оно появилось только после запроса соответствующих разъяснений.
Отсутствие возможности закупки российского продукта в департаменте обосновали требованием совместимости с уже используемым программным обеспечением Oracle и информационной системой «Единое парковочное пространство города Москвы». При этом в АРПП «Отечественный софт» подчеркивают, что на момент публикации тендера в реестре отечественного ПО в классе системы управления базами данных уже были зарегистрированы российские продукты.
Другое распространенное нарушение правил закупок - в обосновании выбора иностранного ПО указывается отсутствие сведений о российских программных продуктах в реестре, несмотря на то, что на момент объявления тендера в реестре такие сведения имелись. Например, в данный момент на сайте госзакупок опубликован тендер на общую сумму более 730 млн руб. на закупку лицензий на программное обеспечение, в том числе более 220 млн руб. - на закупку лицензий на операционную систему и офисного пакета. Заказчиком выступает ФГБУ «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие».
Данный тендер был опубликован 5 апреля. В АРПП «Отечественный софт» отмечают, что на этот момент в реестре российского ПО уже были зарегистрированы 5 продуктов в классе операционные системы и 42 продукта в классе офисные приложения. Несмотря на это в обосновании выбора иностранного ПО, заказчик указал именно отсутствие в реестре программных продуктов, относящихся к требуемым классам. При этом это обоснование подписано 11 апреля, то есть на 6 дней позже объявления тендера. Позже заказчик признал существование российских аналогов, и в тендерной документации появились новые обоснования выбора иностранного ПО. Теперь невозможность закупки отечественного программного обеспечения обосновывается требованием обеспечить обработку запросов системы ГАС «Правосудие» к интерфейсу программы Microsoft Office, запущенной на операционной системе Microsoft Windows.
В Центре мониторинга НТР заявили, что, помимо откровенных нарушений действующих правил, в ходе мониторинга удалось выявить схемы, которые могут быть использованы как способы обхода постановления. Среди подобных эксперты выделили указание в обосновании выбора иностранного ПО требований, по которым заведомо не проходят российские продукты, неверное определение классов программного обеспечения и некорректное указание характеристик российских продуктов.
В марте широкое освещение в прессе получил скандал, связанный с подготовкой американской IT-корпорацией Oracle справок с анализом недостатков российских систем управления базами данных. Такие письма были разосланы среди российских клиентов компании и, по мнению отраслевых экспертов, представляют собой подсказку, как обосновать необходимость закупки программного обеспечения Oracle. Существуют опасения, что с усилением законодательных ограничений зарубежные вендоры усилят распространение писем такого рода.
«На текущий момент экспертиза и контроль обоснованности требований заказчика, предъявляемых к закупаемому программному обеспечению, не осуществляется. Это дает возможность устанавливать требования, под которые подходят только конкретные иностранные продукты. Такими лазейками в законодательстве пользуются зарубежные компании, которые тайно распространяют соответствующие «шпаргалки» среди «двоечников» госзаказа. Мы продолжим внимательно изучать ход исполнения закона, направленного на поддержку отечественных производителей. При этом, безусловно, мы исходим из задач развития конкуренции на российском рынке и качества предлагаемых продуктов», - подчеркнула Анна Заборенко. По итогам мониторинга, эксперты подготовят антирейтинги нарушителей правил, а наиболее грубые случаи будут переданы в прокуратуру.
Источник: http://www.forum-goszakaz.ru/press_center/news/?ELEMENT_ID=8022