Эксперт объяснил, почему подрядчики срывают сроки строительства по госзаказам
Невыполнение условий и срыв сроков строительства социальных объектов по государственному заказу – проблема не только сегодняшнего дня, в этом уверен генеральный директор «Объединения строителей СПб» Алексей Белоусов.
Он пояснил, что если посмотреть на статистику последних пяти лет, мы увидим, что бюджет Комитета по строительству Петербурга в части сдачи и строительства социальных объектов: школ, детских садов, поликлиник исполняется на уровне от 30% с учетом секвестра бюджета до 70%.
«Проблема копилась на протяжении большого количества времени. Поэтому сегодня часть социальной нагрузки по строительству школ, детских садов добровольно взяли на себя строительные компании Петербурга. В том числе потому, что не хватает бюджетных средств, и Комитет по строительству ежегодно не выполняет обязательства в полном объеме, которые ему дает правительство Санкт-Петербурга и ЗакСобрание», - заявил Белоусов.
Но, по его словам, это не значит, что Комитет по строительству плохой. «Конечно, его можно критиковать за неэффективность контроля за строящимися объектами и в неправильном подходе к отбору этих компаний. Хотя во многом возможность отобрать ту компанию, которая реально может построить в указанные сроки с необходимым качеством, не зависит от желания комитета. Есть процедура, описанная в 44-м Федеральном законе, и ее не перепрыгнуть», - пояснил эксперт.
Белоусов рассказал, что крупным строительным компаниям, которые могли бы гарантированно построить социальные объекты в указанный срок, победить в конкурсах бывает непросто. Ведь мелкие компании, которые выходят на госзаказ, не только тщательно готовятся, но и демпингуют.
При этом вероятность того, что они качественно и вовремя выполнят этот заказ не высокая, потому что они дают минимальные цены, предполагая, что смогут построить объект в указанный срок за указанные деньги за счет экономии.
«Они будут платить «черные» зарплаты в конвертах, наймут гастарбайтеров, купят некачественные материалы и смогут при этом еще заработать, что на самом деле не всегда получается», - отмечает эксперт. Для того, чтобы решить эту проблему, говорит Белоусов, надо заняться совершенствованием 44-го Федерального закона о госзакупках либо внести отдельный закон, который давно подготовлен у профессионального сообщества. В нем предусмотрены процедуры тщательного отбора и предквалификации, которые учитывали бы опыт застройщика, построенные объекты и то, как эти объекты на протяжении долгого времени были обслужены, были ли с ними какие-то проблемы, связанные с недоделками и как их решала компания.
Второй вопрос, это система страхования и гарантий, которая используется в системе госзакупок. «Если мы посмотрим, кто страхует эти компании и в каких банках они получают эти гарантии, то мы увидим, что большинство из них это делает не в крупных страховых компаниях и в банках, которые находятся даже не в первой сотне по рейтингу», - отметил эксперт.
Белоусов пояснил, что это приводит к тому, что страховая компания, а впоследствии и банк не исполняют тех обязательств, которые берут на себя в рамках страхования контракта.
Напомним: сегодня временно исполняющий обязанности губернатора Петербурга Александр Беглов во время объезда строящихся социальных объектов в Пушкинском и Московском районах, остался недоволен тем, что подрядчик – ООО «Капитал Стройиндустрия» - сорвал сроки ремонта гимназии №406 в Пушкинском районе, а также строительства поликлиники в Красном Селе. Выводы были сделаны жесткие. Александр Беглов распорядился разорвать контракт с организацией и применить к ней штрафные санкции, а генерального директора фирмы Валерия Батушина отправил «переучиваться» в строительный университет и предложил свою помощь в организации учебы.