ГлавнаяНовостиАктивисты ОНФ сформировали предложения по реализации импортозамещения социально значимых товаров
Активисты ОНФ сформировали предложения по реализации импортозамещения социально значимых товаров
Эксперты Центра мониторинга технологической модернизации и научно-технического развития ОНФ совместно с участниками региональных общественных слушаний определили ключевые проблемы, препятствующие эффективному импортозамещению социально значимых товаров, и сформировали перечень предложений по их преодолению. В центре внимания активистов – технологическая модернизация производств и формирование устойчивой кооперации между всеми игроками рынка в интересах конечного потребителя.
В рамках проекта «Гражданский календарь импортозамещения» Центр мониторинга НТР проводит общественные слушания по вопросам производства и потребления в России социально значимых товаров. Мероприятия уже состоялись в Приморском крае, Республике Башкортостан, Ростовской области, Красноярском крае, Тверской области и Ханты-Мансийском автономном округе. В ходе этих встреч была публично представлена концепция проекта, обозначены ключевые вопросы импортозамещения с точки зрения потребителя и сформирован перечень задач для проведения общественными активистами регионального мониторинга.
«По итогам общения с общественными активистами и региональными экспертами нам удалось выделить в каждом федеральном округе схожие системные проблемы, которые препятствуют комплексному обеспечению населения России продуктами питания, лекарствами и товарами повседневного спроса отечественного производства», – заявила руководитель Центра мониторинга НТР Анна Заборенко.
Прежде всего, по мнению экспертов ОНФ, отсутствует системное видение проблемы и, как следствие, не закреплены четкие приоритеты. Во многих регионах до сих пор не приняты законы о промышленной политике и не сформированы региональные планы по импортозамещению. В ряде случаев, как, например, в Красноярском крае, ответственные министерства только приступили к сбору информации о том, что производится на территории региона и что конкретно ему необходимо. А ведь с момента объявления президентом РФ Владимиром Путиным курса на активное импортозамещение прошло уже два года. В итоге производители зачастую пребывают в полнейшем непонимании дальнейших перспектив, и им приходится либо действовать на свой страх и риск, либо вообще не предпринимать никаких шагов, чтобы не ошибиться.
Те же регионы, которые смогли подготовить собственные программы импортозамещения, не могут похвастаться ориентацией на эффективность.
«Это крайне острая проблема. Вроде бы документ готов и утвержден, но по своей сути все сводится к набору мероприятий, итоговый результат которых вообще неочевиден. Необходимо ввести индикаторы для понимания, где именно мы находимся в текущий момент, и ориентиры, куда двигаться дальше», – подчеркнула Заборенко.
Так, участники слушаний в Ханты-Мансийске особо подчеркнули, что сегодня в окружной программе отсутствуют четкие показатели эффективности, по которым можно было бы оценить работу местных органов власти. По их мнению, главным показателем может стать доля импорта в потреблении. Если по истечении определенного времени она остается на прежнем уровне, то ответственное министерство получает неудовлетворительную оценку своей деятельности.
Помимо отсутствия четких приоритетов и ориентации на результат, общественники обратили внимание на то, что на региональном уровне практически не обсуждаются вопросы, связанные с выстраиванием горизонтальной кооперации между всеми заинтересованными участниками рынка. Например, крупным предприятиям зачастую неизвестны местные поставщики тех или иных товаров, так как соответствующих реестров либо не существует, либо они далеки от максимального заполнения. В итоге заказчик ищет необходимые ему компоненты либо за рубежом, либо в других регионах, при этом детали могут производиться практически у него под боком. В то же время отсутствуют так называемые «биржи заказов», с помощью которых локальные производители могли бы узнавать о потребностях других бизнесменов и предлагать свои продукты. Участники слушаний в Таганроге предложили не ограничиваться созданием региональных онлайн-бирж, а запустить всероссийский портал. Подобный единый ресурс помог бы скооперировать силы отечественных товаропроизводителей в масштабах всей страны.
Таким образом, если оставить за рамками дискуссии финансовые вопросы, характерные для экономики России в целом, участники общественных слушаний выделили два ключевых момента, препятствующих импортозамещению: отсутствие внятных планов импортозамещения и слабая кооперация внутри отраслей и между ними.
Для решения перечисленных системных проблем в рамках общественных слушаний участниками были обозначены стратегические механизмы решений, реализация которых во многом позволит в полной мере обеспечить население России социально значимыми товарами на постоянной основе.
Во-первых, это формирование четких приоритетов и планов импортозамещения с указанными в них конкретными конечными показателями. Благодаря этому на уровне региона и федерального округа должны быть определены наиболее востребованные импортозамещающие товарные группы.
«Тогда каждый производитель сможет понять, что производить и в каких объемах, а главное, ему будет гарантирован устойчивый спрос. Крайне важно данную информацию донести в максимально полном объеме до производителей, в том числе с использованием интернет-ресурсов», – пояснила Заборенко.
Во-вторых, в целях стимулирования спроса на отечественные товары региональным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию экономического развития конкретного субъекта России, необходимо провести долгосрочную оценку потребности населения региона в социально значимых товарах.
«При этом не следует все мерить исключительно в денежном эквиваленте, учитывая только на какую сумму было произведено продукции. Граждане хотят в первую очередь понимать, сколько конкретно продуктов, лекарств и товаров повседневного спроса было создано и сколько в итоге дошло до конечного покупателя», – отметила Заборенко.
В-третьих, должно проводиться поощрение и поддержание устойчивой отраслевой кооперации как на горизонтальном, так и на вертикальном уровне. Например, стимулирование технологической модернизации в целях ликвидации критической зависимости от импортных технологий и сырья. Прежде всего необходимо обеспечить сырьевую базу и повысить эффективность производства за счет внедрения новых технологий переработки. По данному направлению необходимо наладить тесное взаимодействие между прикладной наукой и новаторскими предприятиями, которые уже на практике применяют передовые разработки.
Дальнейший сбор системных проблем и задач в области обеспечения россиян социально значимыми товарами отечественного производства будет проводиться в рамках общественных слушаний в Северо-Западном и Северо-Кавказском федеральных округах. По итогам проведенного анализа экспертами Центра мониторинга НТР будет подготовлен общественный доклад о состоянии и перспективах производства и потребления отечественных товаров.
В рамках проекта «Гражданский календарь импортозамещения» Центр мониторинга НТР проводит общественные слушания по вопросам производства и потребления в России социально значимых товаров. Мероприятия уже состоялись в Приморском крае, Республике Башкортостан, Ростовской области, Красноярском крае, Тверской области и Ханты-Мансийском автономном округе. В ходе этих встреч была публично представлена концепция проекта, обозначены ключевые вопросы импортозамещения с точки зрения потребителя и сформирован перечень задач для проведения общественными активистами регионального мониторинга.
«По итогам общения с общественными активистами и региональными экспертами нам удалось выделить в каждом федеральном округе схожие системные проблемы, которые препятствуют комплексному обеспечению населения России продуктами питания, лекарствами и товарами повседневного спроса отечественного производства», – заявила руководитель Центра мониторинга НТР Анна Заборенко.
Прежде всего, по мнению экспертов ОНФ, отсутствует системное видение проблемы и, как следствие, не закреплены четкие приоритеты. Во многих регионах до сих пор не приняты законы о промышленной политике и не сформированы региональные планы по импортозамещению. В ряде случаев, как, например, в Красноярском крае, ответственные министерства только приступили к сбору информации о том, что производится на территории региона и что конкретно ему необходимо. А ведь с момента объявления президентом РФ Владимиром Путиным курса на активное импортозамещение прошло уже два года. В итоге производители зачастую пребывают в полнейшем непонимании дальнейших перспектив, и им приходится либо действовать на свой страх и риск, либо вообще не предпринимать никаких шагов, чтобы не ошибиться.
Те же регионы, которые смогли подготовить собственные программы импортозамещения, не могут похвастаться ориентацией на эффективность.
«Это крайне острая проблема. Вроде бы документ готов и утвержден, но по своей сути все сводится к набору мероприятий, итоговый результат которых вообще неочевиден. Необходимо ввести индикаторы для понимания, где именно мы находимся в текущий момент, и ориентиры, куда двигаться дальше», – подчеркнула Заборенко.
Так, участники слушаний в Ханты-Мансийске особо подчеркнули, что сегодня в окружной программе отсутствуют четкие показатели эффективности, по которым можно было бы оценить работу местных органов власти. По их мнению, главным показателем может стать доля импорта в потреблении. Если по истечении определенного времени она остается на прежнем уровне, то ответственное министерство получает неудовлетворительную оценку своей деятельности.
Помимо отсутствия четких приоритетов и ориентации на результат, общественники обратили внимание на то, что на региональном уровне практически не обсуждаются вопросы, связанные с выстраиванием горизонтальной кооперации между всеми заинтересованными участниками рынка. Например, крупным предприятиям зачастую неизвестны местные поставщики тех или иных товаров, так как соответствующих реестров либо не существует, либо они далеки от максимального заполнения. В итоге заказчик ищет необходимые ему компоненты либо за рубежом, либо в других регионах, при этом детали могут производиться практически у него под боком. В то же время отсутствуют так называемые «биржи заказов», с помощью которых локальные производители могли бы узнавать о потребностях других бизнесменов и предлагать свои продукты. Участники слушаний в Таганроге предложили не ограничиваться созданием региональных онлайн-бирж, а запустить всероссийский портал. Подобный единый ресурс помог бы скооперировать силы отечественных товаропроизводителей в масштабах всей страны.
Таким образом, если оставить за рамками дискуссии финансовые вопросы, характерные для экономики России в целом, участники общественных слушаний выделили два ключевых момента, препятствующих импортозамещению: отсутствие внятных планов импортозамещения и слабая кооперация внутри отраслей и между ними.
Для решения перечисленных системных проблем в рамках общественных слушаний участниками были обозначены стратегические механизмы решений, реализация которых во многом позволит в полной мере обеспечить население России социально значимыми товарами на постоянной основе.
Во-первых, это формирование четких приоритетов и планов импортозамещения с указанными в них конкретными конечными показателями. Благодаря этому на уровне региона и федерального округа должны быть определены наиболее востребованные импортозамещающие товарные группы.
«Тогда каждый производитель сможет понять, что производить и в каких объемах, а главное, ему будет гарантирован устойчивый спрос. Крайне важно данную информацию донести в максимально полном объеме до производителей, в том числе с использованием интернет-ресурсов», – пояснила Заборенко.
Во-вторых, в целях стимулирования спроса на отечественные товары региональным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию экономического развития конкретного субъекта России, необходимо провести долгосрочную оценку потребности населения региона в социально значимых товарах.
«При этом не следует все мерить исключительно в денежном эквиваленте, учитывая только на какую сумму было произведено продукции. Граждане хотят в первую очередь понимать, сколько конкретно продуктов, лекарств и товаров повседневного спроса было создано и сколько в итоге дошло до конечного покупателя», – отметила Заборенко.
В-третьих, должно проводиться поощрение и поддержание устойчивой отраслевой кооперации как на горизонтальном, так и на вертикальном уровне. Например, стимулирование технологической модернизации в целях ликвидации критической зависимости от импортных технологий и сырья. Прежде всего необходимо обеспечить сырьевую базу и повысить эффективность производства за счет внедрения новых технологий переработки. По данному направлению необходимо наладить тесное взаимодействие между прикладной наукой и новаторскими предприятиями, которые уже на практике применяют передовые разработки.
Дальнейший сбор системных проблем и задач в области обеспечения россиян социально значимыми товарами отечественного производства будет проводиться в рамках общественных слушаний в Северо-Западном и Северо-Кавказском федеральных округах. По итогам проведенного анализа экспертами Центра мониторинга НТР будет подготовлен общественный доклад о состоянии и перспективах производства и потребления отечественных товаров.
Источник: http://www.forum-goszakaz.ru/press_center/news/?ELEMENT_ID=8059